Конфликты на работе
Конфликт является неотъемлемой частью человеческих отношений, но не на работе. Любой бизнесмен скажет вам, что одной из важнейших производственных проблем являются конфликты между сотрудниками. Например, если два руководителя отдела сталкиваются друг с другом в борьбе за власть, то их конфликт затрагивает всю организацию.
Для любой компании это чревато снижением производительности труда сотрудников и, как следствие, большими финансовыми потерями. Залог успешного бизнеса – умение поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.
Чем вызваны конфликты на работе?
Лучший способ решить любую проблему — понять первопричину. Что касается темы нашего разговора, то все причины конфликтов на рабочем месте можно разделить на три категории.
- Не ладите. Ни для кого не секрет, что личность каждого члена коллектива уникальна. Одни сотрудники ценят в отношениях прямоту и конфронтацию, другие более сдержанны и предпочитают подходить к вопросам достаточно осторожно. Когда эти различия характеров не принимаются и не учитываются, столкновения между работниками неизбежны. Со временем эта ситуация естественным образом перерастает в конфликт.
- Конкуренция. Когда сотрудники чувствуют, что они играют в игру с нулевой суммой против своих коллег, неизбежно возникает враждебная среда. Для продвижения собственных планов некоторым сотрудникам приходится конкурировать, а иногда даже саботировать и опережать друг друга, что, безусловно, приводит к болезненным переживаниям и конфликтам.
- Разные значения. В современном поликультурном мире нередки ситуации, когда в одной команде работают люди с совершенно разными наборами ценностей. Когда эти ценности плохо понимаются или вообще не принимаются, возникает полемика.
Несмотря на то, что возникновение конфликта может быть спровоцировано целым рядом факторов, основной причиной противостояния сотрудников является неспособность найти общий язык. Ни одна из вышеперечисленных причин не является плохой по своей сути.
Команда Photo Icons8 на Unsplash
На самом деле конкуренция, различия в оценках или культурные предпочтения — это преимущество для компании, нужно только умело этим воспользоваться. Конфликты возникают именно на тех предприятиях, где между работниками не налажены коммуникативные связи. Неумение сотрудников правильно общаться может сильно подорвать психологический климат в коллективе.
Управление посредством налаживания связей
К счастью, общение является наиболее важным фактором предотвращения конфликтов на работе. Если конфликт сравнить с трением, то коммуникационные связи в этом процессе будут играть роль смазки, снижающей его прочность.
Задача грамотного руководителя – вовремя выявить различия в характерах и предпочтениях членов своей команды, это поможет вовремя предотвратить конфликты. Вот более подробный взгляд на процесс:
- Установите определенные правила. Управление конфликтами начинается в первую очередь с определения надлежащего поведения. Это может показаться слишком простым и даже ненужным, но многие руководители не раз попадались в эту ловушку! Никогда не думайте, что ваши сотрудники сами знают границы, так как некоторые из них могли прийти в вашу компанию из организаций, где нездоровое поведение считалось нормой. Поэтому вы должны раз и навсегда объяснить своим сотрудникам, какое поведение допустимо на рабочем месте, а что совершенно недопустимо в вашей компании.
- Используйте средства коммуникации. Одним из основных инструментов является, во-первых, определение коммуникационной политики компании.
- Быть активным. Учитывая наши знания о причинах конфликтов, было бы глупо их игнорировать. Не поленитесь и найдите время, чтобы выявить существующие различия в характерах и культурных предпочтениях членов вашей команды. Проанализировать состояние психологического климата в коллективе и выявить слабые места. Важно найти те, где конкуренция может быть нездоровой. Своевременно выявленные причины помогут избежать многих серьезных проблем не только в коллективе, но и в бизнесе в целом. Как вариант, можно включить в график работы компании несколько совместных мероприятий, которые помогут сблизить сотрудников. Чтобы члены команды могли делиться друг с другом своими интересами, дайте им возможность высказаться и обсудить свои личные убеждения и предпочтения.
- Постарайтесь разобраться в ситуации. При возникновении конфликта важно примерить «шкуру» каждого отдельного участника конфликта. Что его мотивирует? Какова его цель в этом конфликте? Чего он хочет от этой встречи? Если ваши сотрудники намеренно саботируют продажи друг друга, найдите время, чтобы понять причины этой нездоровой конкуренции. Возможно, все дело в том, что они уверены, что отвечают за один и тот же сегмент рынка. В этом случае найдите возможность справедливо разделить свои сферы влияния, тем самым исключив назревающее противостояние. А может быть, причина конфликта в том, что ваш сотрудник чувствует себя недооцененным? Решение простое – дайте ему больше возможностей для признания и развития.
- Подумайте о потенциальных преимуществах конфликта. Ваша роль лидера заключается в том, чтобы вовремя решить, является ли этот конфликт нормальным и естественным, или же его необходимо разрешить. Необходимо понять и принять для себя, что не все конфликты плохи и требуют немедленного вмешательства. Создайте в коллективе такую атмосферу, чтобы ваши сотрудники понимали, что здоровое соперничество между членами коллектива будет только приветствоваться.
- Конфликт как возможность понять интересы оппонента. Наличие разных мнений и интересов можно использовать как возможность для обеих сторон понять друг друга. Любая организация, которая стремится полностью искоренить конфликты, создает атмосферу, лишенную личностного роста или творчества. Сосредоточьтесь на здоровых и положительных аспектах конфликта. Дайте понять своим сотрудникам, какой конфликт приемлем, а какой неприемлем, и позвольте им найти собственный способ повернуть это соперничество в здоровое русло.
Главное правило для руководителя, который хочет поддерживать благоприятный психологический климат в своей команде – не забывать общаться! Сообщите коллегам, как вы оцениваете их действия. Также постарайтесь понять мотивы их поступков, убеждений и взглядов на жизнь, объективно отнеситесь к обеим сторонам конфликта.
Фото Брук Ларк на Unsplash
Понятно, что слабым местом в любом конфликте является непонимание, которое вызвано неадекватным общением и плохо налаженными коммуникативными связями. Устраните эти недостатки, и в вашем коллективе появится благоприятная психологическая атмосфера, а, следовательно, и здоровая рабочая среда.
Польза интрасети
Интранет должен помочь наладить коммуникационные связи в коллективе. Хорошо функционирующая внутренняя сеть компании зарекомендовала себя как один из самых мощных инструментов для улучшения коммуникации между сотрудниками компании.
Интранет обеспечивает платформу для каналов связи. Вы хотите, чтобы все понимали, какое поведение приемлемо? Ваш генеральный директор может создать личное сообщение, которым будут делиться все сотрудники, включая внешних сотрудников. Необходимо формировать корпоративную культуру в команде. Ваша интрасеть позволит вам создавать групповые страницы и чаты, где можно регулярно обсуждать личные убеждения и мнения, тем самым создавая платформу для единой корпоративной культуры.
Прислушивайтесь к нашим рекомендациям и создавайте благоприятную атмосферу в коллективе. В результате вы получите более высокую продуктивность членов вашей команды, что, безусловно, положительно скажется на доходах компании.