Психология семьи: отношения в семье, семейные структуры и границы

Семейные связи могут быть разными: родственными, территориальными, диспозиционными. Семейные терапевты и психологи-консультанты работают с диспозиционными (кто какую роль в семье) и эмоциональными связями.

Диспозиционные связи формируют в семье разные структуры: подсистемы, роли, позиции, границы. Эмоциональные связи формируются в результате взаимоотношений между этими структурами. Но тем не менее структуры и эмоциональные связи взаимосвязаны и во многом взаимозависимы.

Семейные структуры

Семья – это малая модель государства, социальной общности. Как и во всякой системе, в семье существует иерархия: кто глава семьи, кто ему подчинен; то есть есть лестница семейных отношений и субординации. При адекватной иерархии взрослый (родитель) находится на вершине семьи, а младшие члены семьи (дети) занимают нижнюю ступеньку. В семье, где глава – взрослый член семьи, порядок.

Но бывают и перевернутые иерархии, когда негласным главой семьи становится ребенок. В таких семьях ребенок часто капризничает, командует, отказывается выполнять требования родителей, измученных борьбой с детскими капризами. Такое поведение является способом манипулирования родителями. Это связано с тем, что родители между собой не могут прийти к единой системе требований.

Семейная психология: семейные отношения, семейные структуры и границы

Фото Джейкоб Оуэнс на Unsplash

причины проблем заключаются в том, что сами родители на этапе, когда у них еще не было детей, не наладили близких отношений в семье и мало узнали друг о друге, не приобрели навыков ведения переговоров по спорным вопросам.

Подробнее о причинах

Одной из причин может быть то, что родители бессознательно борются за власть в семье. В первую очередь это связано с индивидуальными особенностями личности самих взрослых. Например, они критикуют друг друга за воспитание ребенка, обвиняют друг друга на глазах. И пока двое делят территорию, ее захватывает третий – ребенок.

У детей свои способы захвата территории (власти) – это непослушание, капризы и истерики. У каждого родителя есть причина критиковать другого из-за этих трудностей! Все члены семьи попали в порочный круг. Один из способов выйти из порочного круга — договориться об общих требованиях в образовании. На словах это выглядит просто, но за этим стоит колоссальный труд всей семьи.

Семейная психология: семейные отношения, семейные структуры и границы

Фото Бриттани Симуангко на Unsplash

Первая причина

Нуклеарная семья, в которую входят только родители и их дети, образовалась выходцами из семей с разными традициями, обрядами, ценностями и нормами. Иногда они не совпадают со своими супругами, и требуется время, чтобы зародились новые ритуалы, традиции, ценности. Сложнее всего тем семьям, где нет подготовленной площадки для рождения ребенка. Сами родители еще недостаточно узнали друг друга, и тут появляется маленький человек, требующий заботы и внимания.

Вторая причина

Супругам важно договориться о том, «кто и где хозяин». Для этого необходима определенная взрослая позиция, которая связана с ответственностью и умением распределять ответственность. После разделения обязанностей важна взаимная, согласованная поддержка супругов в образовательном процессе.

Третья причина

причиной дисгармоничной иерархии в семье может быть смена ролей в системе «ребенок-взрослый». Ребенок меняется ролями с одним из супругов и играет роль отца или матери, а один из взрослых становится ребенком. В этом варианте ребенок, как взрослый, устанавливает свои правила, а взрослый им подчиняется. Дети начинают вести себя как взрослые, не отстают от них, становятся рассудительными, им не хватает детской непосредственности.

Семейная психология: семейные отношения, семейные структуры и границы

Фото Джошуа Родригес на Unsplash

Такие примеры характерны для неполных семей, когда ребенок и молодая мать без мужа становятся равными (братьями, сестрами), а бабушка играет роль общей матери. В этом случае ребенок не слушается маму, потому что иерархия нарушена. Бабушка и дедушка ребенка в очередной раз получают возможность обвинить дочь в том, что она не умеет воспитывать ребенка.

Ярким примером такой семьи является история мальчика Саши из рассказа Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Подобные истории случаются и с полными молодыми семьями, когда все члены нуклеарной семьи становятся «детьми», а подрастающее поколение подчиняется только бабушкам и дедушкам. Чтобы избежать искажения семейных структур, лучше еще раз вспомнить, кем на самом деле является ваш ребенок, и поддерживать систему воспитания, которую принимает биологический родитель.

Четвертая причина

Семья – это система, которая может влиять на каждого из членов семьи. Когда меняется один из членов семьи, вся система сопротивляется изменениям. Члены семьи при работе с психологом отмечают, что в ситуации перемены ребенок более капризный, в семье учащаются ссоры. Все это связано с тем, что эта семья сама по себе как система, как это ни парадоксально, но капризы ребенка необходимы и полезны для существования.

Удивительно, но именно дисгармоничные условия в таких семьях и являются поводом для встреч и разговоров. Разногласия становятся основой для построения отношений в семье. Если убрать капризы и непослушание, семья может развалиться.

Семейные границы

Есть нечто, называемое «граница системы (подсистемы)». В самой семье существуют границы между детским и взрослым миром, и с этим связано детское поведение. В буквальном смысле под «границей» понимается территория членов семьи (свой угол, комната, кресло, кровать и так далее «своя» для каждого члена семьи), как принято в семье относиться к территориям других членов семьи.

Когда, например, границы между детским и взрослым мирами размыты, ребенок может легко (без стука) войти в спальню родителей, лечь с ними в постель. Часто такое поведение выгодно одному из родителей и бессознательно поддерживается им. Эта модель поведения выступает индикатором того, что между миром взрослых и детей нет четких границ.

Семейная психология: семейные отношения, семейные структуры и границы

Спор о встрече с психотерапевтом

Родители, со своей стороны, тоже могут нарушать границы ребенка — проверять детские карманы, школьные сумки. Здесь возникает вопрос: «Откуда берется недоверие и неуважение к своему ребенку?». В семье может происходить взаимное нарушение границ.

Обычно, чтобы выстроить границы между детским и взрослым миром, приходится очень жестко говорить с ребенком, о том, что есть мир детей и мир взрослых. Ребенку трудно жить в мире, где нет ориентиров, ему необходимо знать, где начинаются и заканчиваются границы детского мира.

Большинство современных семей можно назвать детско-ориентированными: главной ценностью родителей является ребенок, при этом родители могут сделать из него «семейного кумира». Образно говоря, границы детского мира настолько обширны, что в них нет места миру взрослых.

Семейная психология: семейные отношения, семейные структуры и границы

Детский психолог

Родители обращаются к специалисту, когда ребенок достигает подросткового возраста, и его «шалости» перестают быть серьезными проблемами. Психолог должен «повернуть» супругов друг к другу, показать, что кроме детей они сами как супруги, каждый со своей личной жизнью, повысить ценность супружеских отношений.

Отметим, что ребенкоцентрированная позиция родителей является социально одобряемой позицией, поддерживаемой обществом. Родители должны понимать серьезные последствия детского культа. Во взрослом возрасте семейный кумир будет действовать, чтобы угодить своим родителям, чего-то добиться ради их любви и страха потерять родительскую любовь.

Симбиоз с семьей может длиться всю жизнь, дети никогда не создадут свою семью. Когда ребенок знает, что между родителями есть любовь, он спокойно вступает во взрослую жизнь и живет для себя, а любовь между супругами является залогом того, что его родительская семья продолжает существовать самостоятельно.

Вы столкнулись с семейными проблемами? Свяжитесь с нашими психологами!

Рекомендуем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»